Новости

телефон: (35-32) 37-25-78

28.05.2019

Звук « с сотым градусом»

Своим впечатлением о проведенных в рамках конференции ИСГИМ концертах бельгийского скрипача Тиграна Майтесяна «Шедевры скрипичной миниатюры» делится его аккомпаниатор, преподаватель кафедры дизайна Оксана Живаева.

Первый концерт был сыгран 28 мая в концертном зале дома культуры Октябрьского района Оренбургской области. Не смотря на то, что акустика там, как говорят музыканты, «сухая», Тигран попросил не использовать микрофоны. Он сказал, то «музыка должна доходить до слушателя без микрофона, от инструмента сразу в душу», хотел, чтобы зрители услышали живой звук исторической скрипки без дополнительных возможностей техники. Это важно, поскольку у музыканта в руках уникальный инструмент Гварнери дель  Джезу 1727 года, чье звучание отличается мощью и необыкновенным колоритом.Творческое кредо музыканта – «отдать всего себя, поделиться своей энергией со  слушателем» позволяет ему «озвучивать» залы с непростой акустикой. В итоге, все получилось, было слышно «и пиано, и форте», а наша культурная гуманитарная акция «Музыка без границ» подтвердила свое название, найдя самый теплый отклик в сердцах и детей, и взрослых. 

Слова благодарности хочется адресовать начальнику отдела культуры октябрьского района Николаю Анатольевичу Филеву и директору детской школы искусств Екатерине Николаевне Бочкаревой, которые помогли в организации и проведении  мероприятия.

До концерта нам удалось пообщаться с отцом Дионисием, настоятелем церкви архангела Михаила. Батюшка показал нам храм, один из крупнейших в Оренбургской области, рассказал об истории его создания, разрушения и реставрации в наши дни. В притворе храма мы обратили внимание на мощную звуковую акустику, и Тигран сразу захотел попробовать, как прозвучит там скрипка, но, к сожалению, оставил ее в концертном зале. Отец Дионисий пояснил, что такая акустика была достигнута им во время реставрации за счет того, что в пол по периметру помещения были уложены пустые стеклянные бутылки, усиливающие вибрацию звука, что  необходимо для проведения богослужения в храме и акустического звучания возгласов  церковнослужителей и церковных песнопений. 

До и после концерта, общаясь с преподавателями ДШИ, мы говорили о феномене звука в музыке, о его физической природе, красоте вибрации, ее влиянии на физическое и психологическое здоровье человека. Отметим в этой связи, что в исследованиях профессора Марка ванн Хулле по созданию нейрокомпьютерного интерфейса мозга музыка привлечена как уникальный художественный язык, вызывающий, как уже показали совместные исследования ученых, эмоциональную реакцию (фиксированную в виде вспышек на энцефалографе) у людей, потерявших возможность к коммуникации при помощи речи и жеста. 

Поиск красивого, как говорит сам скрипач, «правильного музыкального» звучания, стал в его творчестве краеугольным.  Действительно, в исполнительском искусстве современности одной из острых стала проблема  индивидуального интонирования, индивидуальной манеры звукоизвлечения на инструменте. Такая ситуация порождена музыкальными конкурсами, которые, с одной стороны, стали многим трамплином для будущей успешной карьеры, с другой, способствовали возникновению, как сказал Тигран, «конкурсного звука», который для того, чтобы жюри имело возможность сравнивать, должен быть неким эталонным, и, в результате, неиндивидуальным. Скрипач в этой связи также вспомнил слова своего учителя, выдающего скрипача XX века Игоря Семеновича Безродного о том, что «настоящий красивый звук», который отличает того, кто умеет играть на скрипке, от музыканта, это звук «с сотым градусом». То есть, у многих девяносто девять градусов есть – это школа, техника, виртуозное владение инструментом, но нужен еще один, тот самый ценный «градус», который сделает исполнителя отличным от других, со своей особенной неповторимой интонацией, цветной палитрой красочного звучания, бесконечной, как сама жизнь. Звук «с сотым градусом», конечно, образ, но он выражает суть вопроса об осознанности и музыкальной наполненности звуковой вибрации. Сегодня, когда этот градус найден, творческая энергия маэстро из Бельгии направлена на его выражение и передачу слушателю.  

Не скрою, что во время репетиционного процесса с первых тактов меня «накрыло» этим звуком, я ощутила мощные потоки волн звучащего инструмента, живые и наполненные смыслом. Это было удивительно.

 

На следующий день, 29 мая, в областном музее изобразительных искусств состоялся второй концерт в рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции «Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований».

 С приветственным словом к гостям музея изобразительных искусств обратилась Светлана Валентиновна Панкова, проректор Оренбургского государственного университета, поблагодарив профессора Майтесяна за приезд, участие в работе конференции, чтении лекции и проведении концерта. В свою очередь Тигран  отметил, что его деловой визит в Оренбург имеет для него также и личное звучание благодаря тому факту, что здесь когда-то жил, учился и работал его отец.

Говоря о пространстве, в котором проходил концерт – зал академика живописи Л.В. Попова, скрипач обратил внимание на его особую камерную атмосферу, теплоту и светлую наполненность.

Программа была составлена из жемчужин мировой музыкальной классики с выраженным национальным колоритом, получилась мозаика с яркими красками Италии, Испании, Польши, России и, кончено, Армении. Особенный отклик, по словам слушателей, нашли произведения русских композиторов  - Романс ор. 6 №1 С. В. Рахманинова с его необыкновенной, наполненной светлой грусти, лирикой и «Русский танец» П. И. Чайковского, захватив  виртуозностью  скрипичной каденции и удалью отыгрышей.   Трагично и монументально прозвучал знаменитый «Крунк» (в переводе с арм. - журавль) армянского композитора Комитаса, написанный в память жертв армянского геноцида начала 20 века. По-восточному сочным, пропитанным южным солнцем и негой, прозвучал необыкновенный по красоте мелодии Ноктюрн Э. Багдасаряна. Под бурные аплодисменты прозвучали всеми любимые блестящие скрипичные миниатюры – Чардаш В. Монти, Венгерский танец №5 И. Брамса, Танго аргентинского композитора К. Гарделя. На «бис» Тигран исполнил каприсы собственного сочинения, виртуозные, наполненные тонким юмором и звукоизобразительностью.

После концерта директор института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа Ю.В. Кудашова поблагодарила исполнителей за подаренный праздник души, возможность высокого духовного общения и единения через искусство.

Многие слушатели, делясь впечатлениями, говорили, что забыли про телефоны и запись на них, увлекшись звучанием, гармонией ансамбля. Как сказал скрипач, лучшего комплимента ему и быть не могло.

 

Оксана Живаева, старший преподаватель кафедры дизайна ИСГИМ ОГУ.